Cайт Андрея Козырева

Четверг, 30.10.2025, 03:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи об Андрее Козыреве | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Рецензии на книги

Александр Балтин. Вектор вечного Фауста, прочерченный Андреем Козыревым

Верлибр, вьющийся лентами, врывающийся в глобальность мирового космоса, пусть и выраженного нашей жизнью-жизнями; верлибр, варьирующий на большом текстовом пространстве вечного, ветхого, не ветшающего Фауста…

 Так представляет Андрей Козырев, совмещающий в своём поэтическом пространстве регулярный рифмованный стих и верлибр, вариант вечной фаустианской мистерии.

«Фауст в аду» - наименована мистерия, и начинается она буквенным взрывом, тяжёлой словомешалкой, ибо – обнажатся недра ада, откроется сердце его:

 

…фхшфхшхшфххщщшшжзсзсз…труднопойматьнужнуючастоту…фхшфффшхшжзсзххщщшшщщ…каковачастотапреисподней…фхшшфшфхшфхчхщщшжзсзсз…ищущийобрящет…фхшхфшхшфссщщшжзсзсз…ловлюсигнал…фхшшшхфхщщшжзс…знанияумениянавыки…фхшшхфшхзсзсз…адбезпомех…хххщщщшжзсз…три…две…фхшшшзсж…одна…фзс…эфир!

 

Захлёб, символизирующий разорванность… в том числе – современного сознания; захлёст адовых огней, где круг первый раскроется античным хором грешников:

 

глядя на стены пещеры

видишь тени людей и животных

птиц облаков

голосов

восклицаний и просьб

песен и заклинаний

смертей рождений воскресений

гор

вырастающих внутри тебя

и пронзающих пиками небо

покрытое тенями

наших снов 

 

Густ верлибр, предлагаемый поэтом; тени Гёте и Рильке (если вспомнить стихотворение последнего о путешествии Орфея) возникают, мерцая…

Огромность темы.

Невероятность ада.

С ветвей верлибра осыпается в читательское сердце игольчатый иней смыслов.

Мучительность роли Фауста словно иссекается словесно из дерева крепкой породы, либо добывается из камня резцом скульптора:

 

я

мученик раздерганного пространства

разделенный на дни слова и импульсы

воскресаю

в новое прошлое

продираюсь

сквозь калейдоскопическую вьюгу

ее крутой озноб…

 

Вспомним образ: многознание мучительно, и, не приносящее счастья, словно проигрывает огню жизни, на который так купился бедный Фауст.

Где же Мефистофель? Насмешник и обаятельный интеллектуал, забавник и беспроигрышный игрок?

Вот он, совсем неожиданный:

 

теперь

когда я сделал свое дело

получил душу Фауста

и вернулся домой

я по-прежнему прилагаюсь к Фаусту

я навсегда принял облик говорящего пуделя

смотрю на адское пламя

поднимаюсь на задние лапы

и скулю от восторга…

 

Ужели?

Парадоксальный поворот.

Драматургические стержни поскрипывают, удерживая современный массив роскошной фаустинианы, запущенный А.Козыревым:

 

я наказан

за слишком удачную человеколовлю

и теперь не забуду

что поймав Фауста

оказался пойман сам…

 

Здесь – современная мистика: поэт словно корректирует возможности вечной легенды, и сам Мефистофель оказывается наказанным: в пуделе первый раз явившийся герою, пуделем и остаётся: звучит, будто – из праха взятый, в прах и будешь отправлен; но ад, где происходит действо, за пределами праха.

Верлибры Козырева – огненные, то отсвечивают антрацитом, то горят рубиновой кровью; верлибры, словно действительно опалённые адским пламенем-заревом: и всё равно – световая составляющая драматургического действа велика, ибо и само качества стиха может работать на свет.

На мысль, будорожа её, не давая покоя оной, думай, человек, лишь думая, способен расшифровать тайны времени и пространства, тайну собственного «я».

Ближе всего к замечательной словесной конструкции Козырева – мистическая вторая часть «Фауста»: современный поэт словно погружается в дебри мистицизма, проходит их слои и, принимая их настолько в сердце своё, рискует, кажется…

Ворон, пролетающий сквозь сон Фауста, не связан ли с песнями Гретхен?

Но – всё связано со всем, и Гретхен, начиная свою партию, свидетельствует:

 

я и не помню кто ты

помню смерть моей матери

убийство брата

темницу и песни

в которых звучало несколько голосов

был ли в них твой голос?

 

был ли ты?

ты – это тоже я?

 

Тени тяжёлых жизней.

Любовь, обращающаяся в забвение, успех, уходящий в почву тщеты.

Монологи чередуются: мы слышим… то Елену Прекрасную, то – смерть:

 

расцветающий сад камней

в моей распадающейся плоти

требует новой и новой пищи

хищные камни пожирают слова и формулы

звуки и ароматы

кубические атомы смысла носятся в моих чувствилищах

машина под названием «вечность»

обустроена как следует…

 

Словарь поэта богат: щедро проливается, как июльский ливень в душу, способную к восприятию поэзии (увы, таких душ становится всё меньше и меньше в мире)…

Пенится речь, захлёбывается будто смыслами, вместе – есть в ней математическая выверенность, алгебраическая точность, и смерть, становящаяся участницей действа, не столько страшна, сколько философична.

Адские голоса множатся: вот Нерон, повествующий о своей сути, будто познавший формулу власти, стереотипную, в общем, ибо:

 

воплощаясь во всех великих правителях

я рассеял себя по земному шару

и по подобным ему мирам

в бесконечном соцветии Вселенных…

 

Вот последний римский папа вспыхнет страшным словесным огнём, именуя ад лучшим созданием Божьим; появляются персонажи, столь же необычные, сколь, если вдуматься, логичные – Садовник смерти, например.

Разумеется, здесь будет и призрак Гёте:

 

Гора книг, написанных и ненаписанных,

звездных и человеческих,

громоздится в мозгу,

и прочитать ее всю

должен редактор,

верный

ей.

 

Действо уплотняется, ветвится, огни его – яркие, взаимовходящие друг в друга; ваятель снов, исчислитель песчинок – новые и новые алхимики неведомости возникают – фантазией А.Козырева, хлещущей и блещущей, завораживающий и играющей.

Игра, затеянная поэтом, страшна.

В ней многое – от цветов зла, в не меньшей мере – от глобальной библиотеки, стремления вместить всё – в пределы поэтического творения.

И – словно повсюду проникающий Фауст сверкает словесным откровением в финале:

 

…и увлекаемый вихрем

в пространство смешанных морфем и междометий

вертящихся палочек и точек

в животворящий хаос предтворения

в сценические сумерки познания

пронзаемые снующими серыми ангелами

и зелено-желтыми стихиалями

я распадаюсь на тысячи маленьких прозрачных шаров

проникаю в свои колбочки склянки и пробирки

одухотворяю гомункулов…

 

Слово Елены Прекрасной символически завершает мистерию.

…её, карнавальную и раблезианскую – в не меньшей мере, чем фаустианскую, гудящую колоколами и органами, исследовавшую множественные интеллектуальные орнаменты мира – мощно вдвигает в реальность А. Козырев, адресуясь скорее к вечности, нежели к современности, слишком закрученной вокруг стержней сиюминутности.

 

      Александр Балтин

Категория: Рецензии на книги | Добавил: Недопушкин (10.10.2025)
Просмотров: 44 | Теги: андрей козырев, Александр Балтин, фауст | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0