Cайт Андрея Козырева

Суббота, 21.12.2024, 16:51

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Статьи об Андрее Козыреве | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » О проектах Андрея Козырева

Ольга Григорьева - С точки зрения любви

Коллективный сборник стихотворений и рассказов омских литераторов, вышедший в начале этого года, называется «Точка зрения» (издательство «Вариант-Омск»). Его составитель Андрей Козырев в предисловии справедливо пишет, что всех столь разных авторов этой книги объединяет прежде всего одно – каждый из них имеет свою неповторимую точку зрения на творчество, природу, историю, на саму жизнь человеческую. Собственно, этим каждый пишущий и интересен. Авторы действительно разные: у кого-то за плечами десяток книг, а, к примеру, Анна Шайдурова, студентка Омской гуманитарной академии, публикуется впервые.

Конечно, составитель рисковал, объединяя поэтов и прозаиков всех возрастов под одной обложкой. Но, по-моему, сборник удался. Общее впечатление после его прочтения светлое и радостное. И вовсе не потому, что все произведения написаны «в мажоре». Вовсе нет, есть здесь настроение и грустное, и мрачноватое, а порой и безвыходное. Но главное: читатель в очередной раз может убедиться, сколько талантливых, «хороших и разных» литераторов живут и творчески работают в Омске.

Открывается сборник рассказом замечательного омского поэта и прозаика Галины Кудрявской. Рассказ «Лебединая доля» (в книге его жанр почему–то обозначен «повестью») ёмок и образен, судьба талантливой женщины представлена в нём со всей трагичностью. И вывод, который могут сделать и читатели, и молодые авторы этого сборника, прост – человек при любых обстоятельствах должен оставаться верен своему призванию… С интересом читаются и другие рассказы сборника: «Мольберт в паутине» Натальи Елизаровой, «В утопии свет» Анны Шайдуровой, два коротких рассказа Ларисы Березиной. Действительно, у каждого из этих авторов своя, порой весьма оригинальная, точка зрения на мир.

Разумеется, нельзя назвать удачными абсолютно все опубликованные в сборнике стихи и рассказы. Зачастую стихотворения молодых грешат общими фразами, какими–то дидактическими строками, которые, в общем-то, должны быть противопоказаны молодости… Порой вслед за классиком хочется воскликнуть: «Не говори красиво!». Например, при чтении таких строк о цветке: «… Нектар любви прольёт в усладу…». Штампы противопоказаны поэзии! Тому же автору хочется посоветовать более требовательно работать со словом. «Но я знаю, лампада дымит, / И огонь в ней пока не угас». Раз «дымит» – значит, угас. Наверное, всё-таки «горит».

Даже в биографические сведения (которые пишутся обычно самим автором) пробираются канцеляризмы: «занимается поэзией с 1999 года…». Поэты не «занимаются» поэзией, они ею живут. Можно ведь просто написать: пишет стихи с такого-то года… Вспомним Бориса Леонидовича: «…Не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз…». Или, в том же стихотворении: «дышат почва и судьба». Ах, как не хватает «почвы и судьбы» многим поэтам, и не только начинающим…

В стихотворении Андрея Козырева «Прощание поэта» есть отличная строка: «Но иногда душа дрожит над бездной…». Вот этого «дрожания» и недостаёт… Слишком порой всё гладко, всё правильно. И граничит с банальностью: «Отпускаю синицу с руки,/ Чтобы в небе поймать журавля…». Уж столько написано строк про «синицу и журавля», что, право, не стоит повторяться… Но у той же Натальи Тихоненко – есть замечательное стихотворение «Телефонный джинн» и другие стихи о любви.

Впрочем, и в подборках более опытных авторов, таких, к примеру, как Игорь Сенин, удачные стихи соседствуют с теми, в которых набор штампов никак не передают авторских чувств. Вот автор пишет о Родине (стихотворение «Россия»). Здесь «гроздья рябины и клин журавлиный,/ Полей опустелых печальная тишь…». Вряд ли тронут читателя эти общие фразы. Вспомним, к примеру, стихи о России Николая Зиновьева: «… И человек сказал: Я – русский./ И Бог заплакал вместе с ним»… Но, опять же, рядом в подборке И. Сенина стоит стихотворение «Взлёт монгольфьера» – оно свежо, образно, оригинально! И о любви к Родине автор замечательно сказал в стихотворении «Городки провинциальные» – стихотворении музыкальном и пронзительном.

Мои заметки, разумеется, субъективны. Из подборок каждого автора сборника «Точка зрения» я перечитывала наиболее понравившиеся стихи: у Эльвиры Миляевой – философское «Остановки», у Вениамина Каплуна – «Родина». Кто-то будет перечитывать другие…

Радует, что тема Родины, России волнует не только поэтов со стажем, таких, как Вениамин Вениаминович Каплун, но и совсем юных, таких, как Игорь Хохлов: «А я? Кто я? Родился ли в свой век?/ Какую Русь в стихах я воспеваю?». Искреннее чувство боли и сострадания видится в его бесхитростных строчках: «Кто же знает и ведает – сколько их/ По России – заброшенных изб…». Вот этот образ заброшенной избы и стал для него образом современной крестьянской России. Тем не менее молодой поэт не теряет оптимизма, находя опору в величии и вечности природы: «Но жив Иртыш, вобрав в себя притоки,/ А значит – и Сибирь ещё жива».

С интересом читаются и переводы, представленные в сборнике – Игоря Егорова и Андрея Козырева. А те, кому близко и дорого творчество Аркадия Кутилова, с особым вниманием и удовольствием прочтут литературоведческое исследование А. Козырева «Космос Аркадия Кутилова». Вот уж у кого была на всё истинно СВОЯ точка зрения! Исследователь сравнивает поэзию Кутилова с творчеством Леонида Мартынова, Юрия Кузнецова.

А завершается эта коллективная книга ироническими «изюминками» – «Маленькими комедиями» А.С. Недопушкина и «Верлибрами» Веры Либровой. Они, наверное, и подкрепляют то общее светлое впечатление, которое создаётся при прочтении сборника. Каждый его автор, несмотря на различия, смотрит на жизнь «с точки зрения любви».

Впрочем, есть и ещё одно сожаление – маленький тираж…

 

 

Категория: О проектах Андрея Козырева | Добавил: Недопушкин (22.12.2012)
Просмотров: 642 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0