Его, двадцатитрёхлетнего поэта шумных улиц, видно за версту, ведь ростом он почти два метра. Доброе худое смуглое лицо. Тёмные короткие волосы. Прямоугольные очки в металлической оправе, хитроватые тёмно-карие глаза. Носит поэт длинное пальто мышиного цвета и тёмные джинсы, протёртые кое-где, по моде. Шагает ОН, расставляя ноги широко, в огромных чёрных сапогах. Всегда при нём пузатый лиловый чемодан из кожи, с большим серебристым замком, набитый журналами, газетами и книгами. Зовут Его Андрей Козырев. Он – автор нескольких книг стихов, публикаций в периодике, победитель множества литературных конкурсов, художник-иллюстратор. Главный редактор литературного альманаха «Точка зрения», руководитель литературного объединения «Магнит» имени Аркадия Кутилова, организатор литературных мероприятий, помощник заслуженного работника культуры РФ Александра Лейфера. Участник редколлегий многих омских литературных журналов и альманахов. «Тарские ворота», «Иртыш-Омь», «Чаша»… Нет в Омске писателя, который не обратился бы за помощью к неунывающему, бравому парню и плодовитому поэту, воспевающему родной Омск, – Андрюхи Козыреву. Знакомых редакторов и членов редколлегий у него множество по России. Всегда парень рад подсобить в публикации, порекомендовать прозу или стихи нужному человеку.
– Андрюха, пошли отмечать выход «Вольного листа»! – зову я Андрея домой к редактору Ивану Тарану. – Стол, угощения!..
– Извини, – отвечает Андрей, смешно шевеля щёткой усов над верхней губой, – Как-нибудь в другой раз. Спешу на презентацию книг.
– Андрюха, приходи на вечеринку в редакцию «Красного пути», тебя ждут: Юрий Виськин и Перминов, – ласково зовёт корреспондент Игорь Федоровский. – Просили, чтобы почитал свои стихи.
– Извини, дружище, времени нет, – разводит поэт своими длинными руками. – Обещал написать статью об омском литературном процессе и работе министерства культуры.
Кажется, что у Козырева не бывает времени вообще. То парень работает в еженедельной газете университета имени Ф.М. Достоевского, верстая новый номер, то помогает организовывать литературное мероприятие. Кажется, что Козырев и воздухом-то дышать не успевает – не успевает заниматься собственно творчеством от сердца… не успевает ТВОРИТЬ ПОЭЗИЮ. Но нет, замечаешь большущие подборки; они выходят в местных изданиях: «Литературном Омске», «Складчине» и в сборнике «На первом дыхание». Антологии, выпускаемые министерством культуры, не остаются без стихотворений Андрея Козырева. Поэт, известный во многих кругах, Сергей Денисенко охотно печатает его в проектах, спонсируемых состоятельной организацией «Город» – гигантских и красивейших книгах – сборниках стихов и прозы. Пишет Андрей, как порой отзываются в местных кругах, ночью, «катает» килограммами, изводит бумагу «тоннами». Стихи, статьи. Над вторыми Козыреву работать тяжелей – парень признаётся, что с трудом даётся публицистика.
– Ага, – хмуро соглашается Евгения Лифантьева, фантаст и сотрудник газеты КПРФ «Красный путь». – Сыроваты статейки, отправлю на доработку. Стихи у парня лучше гораздо, видно вдохновения хватает лишь на поэзию.
В неделю Андрей Козырев «выдаёт» примерно пятнадцать-двадцать стихов. О чём с гордостью делится на своём лито. Завидуют ему в хорошем смысле: семидесятивосьмилетний поэт, член союза российских писателей, Вениамин Каплун и старый сибирский писатель Александр Плетнёв. Второй перестаёт писать прозу давно, расходует силу теперь только на рецензии.
Говорит Андрюха быстро, прямо «тарахтит», что АК 47. Словно справочное бюро, Козырев рассказывает о разных событиях кратко и достоверно.
– Куда сходить можно, Андрюха? – спрашиваю с интересом.
– В пятницу – концерт в органном зале, – отвечает Андрей торопливо. – Песни, сочинённые на стихи Татьяны Четвериковой и Николая Трегубова. В субботу – обсуждение авторов журнала «Тарские ворота» на литературном объединении «Магнит». Моём! Придут: Николай Березовский, Лев Трутнев, Вероника Шелленберг и Евгения Кордзахия. В воскресенье – презентация литературного журнала «Преодоление», скорее всего будет фуршет.
Есть цель у Андрея Козырева. О ней он говорит без смущения, чётко. Хочет Андрюха попасть в Союз Писателей XXI века. Финансовая сторона не пугает парня, проста духом, вероятно, не созрел до вступления в серьёзное сообщество.
– Когда напечатают в «Нашем современнике», тогда подумаю о вступление. Только так!
Вдохновляют Козырева такие поэты и писатели как Бунин и Толстой, Пушкин и Лермонтов. Из современников Андрюха предпочитает стихи Кудимовой, Станислава Михайлова, Владимира Берязева, Тюленева и других.
Андрей Козырев – «робот», который тратит время только на творчество и на организацию творческих людей. Наблюдая за этим энергичным и высоким парниной-поэтом, думаешь по крайне мере так. Но как на самом деле – не знаешь, ведь у каждого, будь он удавшийся деятель или не очень, есть свой секрет. Редактор, организатор, помощник, писатель, как Пётр Алёшкин, Евгений Степанов, Александр Петрушкин, Анна Самойлова, Владимир Костылев или Расуль Ягудин. У этих людей как будто нет свободного времени, они тратят его, находясь либо в творческом поиске, либо работая в организации, собирая, читая тексты, переписываясь с творческими людьми.
– Они – Дон Кихоты и я – тоже! – улыбаясь, говорит Андрей Козырев на литературном мероприятии, организованным им же самим. – Борются против тёмного – невежества и всеобщей глухоты и чёрствости, вершат светлое, помогают.
На некоторое время Андрей пропадает. Не видно его на презентациях, не действует его литературное объединение, не отвечает парень и на электронные письма. Задерживается выход альманаха «Точка зрения». Жалуется и главный редактор журналов «Тарские ворота» и «Иртыш-Омь» – некому корректировать свёрстанный материал. Оказывается, Андрюха уезжает к родственникам, путешествует далеко от Омска.
После двухнедельного отсутствия этого человека понимаешь, кто именно «выпадает» из омского литературного процесса, какое именно звено разорвано в литературной «цепи».
– Устаю, устаю, – неожиданно сознаётся Андрей, возвращаясь. – Трудно держать марку. Дон Кихот устаёт… Но ничего. На грант от Министерства культуры сделал сайт: www.molodprospekt.ru. Опубликовал талантливых авторов. Теперь помогаю не только на бумаге выходить, но и в сети.
Пожелаю омскому поэту и «универсальному помощнику» Андрюхе успехов. Необходимы, что воздух, творческому процессу, такие люди, способные не только сотворить, но и помочь. Необходимы этакие Дон Кихоты своего времени. Хотелось бы привести стихотворение Андрея Козырева «Омский Дон Кихот», посвящённое памятнику Дон Кихоту, вылитому из бронзы, на площади Театра Юного Зрителя: