РЕЦЕНЗИЯ
на повесть Андрея Козырева «За последним рубежом»
Повесть Андрея Козырева «За последним
рубежом» состоит из тринадцати главок, которые представляют собой своеобразную
серию новелл, объединенных одной сюжетной линией. Духовная драма главного героя повести Алексея Темникова и других персонажей
–его мамы Любови Григорьевны, дяди Клавдия и Марии, противостоящих миру зла: бандитам Сапкова, Рустаму и другим, – состоит
в том, что они находятся как бы в замкнутом круге: «От чего мы убегаем, к тому
в конце концов и приходим», – говорит Андрей устами главного героя. Ластик
обыденной жизни стирает в героях веру в
добро, справедливость, надежду на светлое будущее: все заменятся мрачной
рефлексией, которую Алексей облачает в критикуемую
его дядей «бумажную мерехлюндию». ИМ здесь на помощь приходит, несомненно,
спасение «от депрессии с помощью творчества». Алексей по этому поводу говорит:
«Благодарю тебя, вдохновение. Ты позволяешь мне творить. Творчество – это
рождение человека. Когда я творю, я рождаю себя сам». И с этим нельзя не
согласиться: действительно, творчество затягивает, оно заполняет существо
героя, но, увы, не спасает от грядущих
перемен в жизни.
Проблема жизни и смерти – главный вопрос,
решаемый героями Андрея: она
спроецирована на неутомимый поиск истины, которой больна Мария. Однако
смерть физическая становится для главного героя ничем по сравнению с духовной:
по его словам, «вместе с человеком умирает человечность». Кульминацией повести является, на мой взгляд,
рефлексия смерти, даваемая в дневнике Алексея. И надо суметь понять, как
рассуждение главного героя, как бы прерывая цепочку мрачных событий, помогает
«остановиться, оглянуться», дабы не ощутить беспросветность кромешной мглы
нашего мрачного бытия. Преступление главного героя, на мой взгляд, автор и не оправдывает, но, тем
не менее, оставляет на суд самого героя, который он «осуществляет» в «Песне благодарения».
Истина, найденная им, содержится в формуле
«все человеческие души, родственные ему, – должны висеть вечно над пропастью,
распяв себя на радуге». Но все же оптимизм не оставляет главного героя,
следующего принципу: «Надо просто улыбнуться тьме, – и свет воссияет».
Книга
продолжает традиции русской классики в
направлении критического реализма. Она написана
живым доступным языком, полным афористических
выражений и неологизмов. Повесть звучит призывом, предупреждающим молодежь,
общество от духовной гибели, подстерегающих многих молодых людей в сложную
эпоху крутых перемен второго десятилетия
XXI в.
Профессор кафедры
кино-,
фото -,
видеотворчества,
доктор
педагогических наук,
член ассоциации «Искусство
народов мира»
Н.Ф. Хилько
|