Своеобразным пастырем и пророком выступил Андрей Козырев в своем новом сборнике «Книга родства», являющем собой необыкновенно яркое собрание рассказов, в контекст которых органично вплетается философская поэзия о смысле жизни молодого поколения. Стихи звучат набатом, пафосно, как бы создают атмосферу звучащего колокола.
В сборнике звучит голос молодого поколения начала третьего тысячелетия, в котором есть все: и прозрение, и протест против забвения, распада памяти, той, о которой Р.Рождественский писал: «то, что было не со мной, помню…». Отсюда – эта надрывная призывность в каждой строчке, в каждом удивительно пластически выписанном народном лике, представленном Андреем на основе историко-краеведческого материала. Эта книга сродни «Воздушным фрегатам» Леонида Мартынова и «Капитанской дочке» А.С.Пушкина: в ней есть бунтарский казачий дух, порыв к неистовому стремлению во что бы то ни стало заставить читателя задуматься над происходящим… А родство душ персонажей ассоциируется с симфонией «Все люди – братья», которую писал герой пьесы Вампилова «Старший сын».
В то же время образы первой повести автора «Книга родства»: Егор – казак-гуляка, его единственная любовь Катерина, родители, разночинец Павел, родственник Мишка Кулаков – полны неистовства, неподражаемого стремления «сражаться за царя и Отечество». Эмиграция, мытарства, изгнание – все это было не то что бы искуплением грехов, нет, но оно прошло красной нитью как боль за свой народ, за его величие и протест против беспамятства. Эта мысль выражается в искренней фольклоризированной форме, подобно русским былинам:
«Дарю тебе. Ты – Бог или богатырь?!
Неси, коль сможешь. Тяжела Сибирь!»
Стран моя, где нет добра без зла,
Как шапка Мономаха, тяжела».
Галерея типов сибирских характеров в шести рассказах: непутевый «Гамлет Гоша», образ камня, вобравшего в себя «кровь предков», который носит в себе поколение «детей Интернета», чтобы самим не превратиться в камень (Сергей в рассказе «Наследники»), безымянный образ сострадателя в рассказе «Чудо по телефону», весенняя буря из рассказа «И Господь отвечал Иову из бури», уничтожение своей противоестественности и искупление грехов, требующее «выпить всю вину», в рассказе «Убить Дантеса», образы старика и девушки, входящих в бессмертие, в одноименной притче – показывают родство не столько характеров, сколько архетипов судьбы, которые обнаруживает автор в описаниях различных жизней, поверяя их сквозь призму неожиданных поступков и решений.
В юморесках «Анекдот моей жизни» А.Козырев выступает собственным комедиографом, как бы разыгрывая острые ситуации, когда он неожиданно «становится отцом» в ситуации воскресного папы, или организует «Козыревские чтения». Здесь есть необыкновенное сочетание стремления делать подарки и себя возвеличивать. Это свойственно всем без исключения талантливым людям – и этого у них не отнять, Но тут всегда подстерегает опасность надрыва: и это все о том же – почему в России «поэт не только больше, чем поэт», но и самое ранимое и хранимое только Богом существо в мире: он постоянно «уходят на небеса» (на время) – и пусть это всегда будет так, но дай ему Бог оттуда непременно возвращаться на Землю!
Николай Хилько,
профессор ОмГУ им. Ф.М.Достоевского,
доктор педагогических наук
|